родителей, и педагогов, да и вообще для всего сообщества - значит очень много.
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача ФГОС второго поколения. Прежде всего, должно быть обеспечено единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Реализация программы формирования УУД в начальной школе –ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Если сравнить учебные планы по новым и «старым» стандартам, то мы увидим, что количество предметов, учебных часов одинаковое. Принципиальная разница в том, что, помимо уроков, планируется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ. Она состоит из шести основных направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Дополнительная (внеурочная) нагрузка на ребенка - не более 10 часов в неделю.
Новый учебный план включает в себя и учебную, и воспитательную части. По новым стандартам, главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время. Поэтому меняются и требования к результатам - это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств.
Сейчас у каждой школы есть учебный план, включающий, кроме учебных предметов, кружки, факультативы и другие формы деятельности. При этом образовательная и воспитательная деятельность могут мало соотноситься. С переходом на новые стандарты внеурочная работа станет обязательной и должна представлять единое целое. Отучившись на традиционных уроках, дети смогут позаниматься в кружках, секциях, студиях, сходить на экскурсии и т. д. Целый день сидеть за партой ребенок не будет. Наполнение каждого направления, количество часов может меняться. На свое усмотрение школа может выбрать один или два курса развития внеурочной деятельности, но с точки зрения департамента образования, школы должны охватить максимум из предложенных вариантов. В течение недели ребенку должна быть предоставлена возможность позаниматься разными видами внеурочной деятельности, чтобы он не развивался односторонне. Время, отведенное на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часовза 4 года обучения. Образовательные учреждения самостоятельно решают, как распределять эти часы по годам обучения, по направлениям деятельности и т.д.
Любая программа сейчас внедряется с согласования государственно-общественных органов управления образованием (управляющий совет, совет школы и др.). Родители не должны быть в стороне от этого процесса, они могут участвовать в выборе форм и содержания внеурочной деятельности. Как это должно происходить? Школа знакомит родителей с требованиями новых стандартов по организации внеурочной работы и с тем потенциалом, который уже есть у школы, у близлежащих учреждений дополнительного образования. Затем проводятся опросы, выявляются и анализируются потребности детей и родителей. На этом основании формируется перечень предложений, который обсуждается с родительской общественностью на управляющем совете и окончательно согласовывается. После этого содержание и конкретные формы реализации заданных стандартом направлений внеурочной работы (образовательная программа школы) утверждаются руководителем учреждения. Родители должны понимать, что формально подходить к этому вопросу нельзя, от совместного решения зависит дальнейшее образование их детей.
В рамках новых стандартов можно развивать научно-познавательную и проектную деятельность. То есть, кроме уроков, ученик может записаться в научное общество, поработать по какому-либо проекту. Кроме того, школа вправе ввести дополнительные образовательные услуги, которые выходят за рамки стандарта.
В школах разработаны образовательные программы. Количество часов остаётся прежним. Изменяется подход к изучению предметов. По требованию новых стандартов, полученные знания не должны быть мертвым грузом. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта - формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций.
Сложно представить, как первоклассник, который только сел за парту, будет находить и наращивать знания. Что под этим подразумевается? Ребенка необходимо развивать и учить навыку саморазвития, самообучения независимо от класса обучения, но, конечно, с учетом возрастных особенностей. Раньше на этом не было акцента. Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Это тот принцип, который заложен в проекте современной школы и который будет в адекватной возрасту степени внедряться уже с начальной школы. Знания ученик будет получать, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. Вот этому мы и обязаны учить, начиная с первого класса. Невозможно от ребенка, который только заучивал правила, факты, в старших классах потребовать рассуждений, сравнений, проведения аналогий в истории и литературе, способности написать эссе. Этому нельзя научиться за два года. Этому нужно учиться с первого класса. В этом идея стандартов.
Как будет оцениваться учебная деятельность младших школьников?
У каждого ученика появится портфолио. То есть некий комплексный портрет, который будет состоять, во-первых, из оценки знаний и - раз у нас сейчас важна и внеучебная часть - учитывать все достижения, грамоты, документальные подтверждения участия его в тех или иных внеурочных творческих, интеллектуальных, спортивных мероприятиях. Здесь же будут результаты педагогических наблюдений, психологического тестирования, которое будет показывать уровень развития его коммуникативности, толерантности, поскольку это тоже требования новых стандартов.
Из содержания портфолио должно быть видно: как развивается ученик, как наращивается его потенциал, какие проблемы у него были. Допустим, почему у школьника все хорошо по художественно-эстетическому направлению, а с математикой затруднения? Или почему у него ухудшается здоровье? Составляющие накопительной оценки (то, из чего будет состоять портфолио) будут утверждены к началу учебного года. Это будет комплексная оценка, учитывающая учебные и внеучебные достижения, личностное развитие ребенка.
Какие оценки будут получать школьники на уроках? Пока самими стандартами не дается жесткой регламентации - какая будет система оценок. На сегодняшний день выбор остается за школой. Пятибалльная система оценивания в этом отношении апробирована, и уходить от нее в массовом масштабе нет смысла. Есть опыт, например, 20-ти или 12-балльной системы. Но при переходе в другую школу ребенок начинает путаться: что значит пятерка - это хорошо или плохо? Можно, конечно, и по процентам выполняемости оценивать работу школьника. Но надо ли это делать на каждом уроке? Вообще, первый класс не получает оценок. Их труд оценивается смайликами, цветочками, словами «молодец», «хорошо». В этом возрасте важно отметить старания ребенка, а не загонять его в оценочные рамки.
Никакой оплаты за обучение новые стандарты не предполагают. Ни за уроки, ни за кружки и секции во второй половине дня, включенные в стандарт. Однако школа может предложить дополнительные услуги: допустим, подготовку в старших классах к поступлению в учреждения профессионального образования с привлечением преподавателей вузов. Если эти занятия выходят за рамки образовательного стандарта, то есть являются дополнительным образованием, они могут быть платными в соответствии с договором, заключенным с родителями.
В новых стандартах заложены две концептуальные вещи: программа духовно-нравственного развития и программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Школа не ставит задачи сделать всех детей профессиональными спортсменами, хотя стремление к высоким достижениям должно поддерживаться. Главное, у детей должны быть сформированы поведенческие стереотипы здорового образа жизни. Чтобы ребенок нормально рос, развивался, чтобы, к примеру, у него не было сколиоза, плохого зрения. Для этого нужна физическая активность и на перемене, и на уроке, и во внеурочной деятельности.
Кстати, здоровье учеников остается актуальным вопросом и в «старой» школе. С нового учебного года во всех общеобразовательных учреждениях вводится третий урок физкультуры. Он будет построен на интересах детей, с учетом их возможностей и потребностей. Допустим, часть класса сможет поиграть в волейбол, часть - в баскетбол, или все дети поучаствуют в «Веселых стартах». Девочки могут заняться аэробикой, мальчики – фитнесом, то есть содержание третьего часа физкультуры будет отличаться от привычных занятий.
В нашем районе не все учебные заведения учатся в одну смену, некоторые школы района перегружены. В этом случае не так просто распределить всех детей во второй половине дня, как этого требуют новые ФГОС. Появится необходимость составлять гибкий график занятий, тем более что это не просто традиционные уроки - это могут быть и экскурсии, и туристические походы, и участие в различных проектах вне стен образовательного учреждения. Кроме того, можно использовать возможности сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, их возможности, площади. В первую половину дня эти учреждения, как правило, более свободны. В каждом конкретном случае этот вопрос будет решаться индивидуально.
Кроме того, требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья детей и педагогов.
Реализация современных требований потребует от учителя особого профессионализма:кроме функции координатора, организатора, помощника, консультанта, он должен овладеть командной, совместной, коллективной формой работы; быть союзником психолога, социального педагога и пр.
Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетныхобразовательных технологий - проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий.Указанные технологии не только решают задачи освоения содержания предмета, но и способствуют становлению компетентностей обучающихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной, что в полной мере соответствует задачам развития современного образования в условиях новой социально-образовательной ситуации.
Таким образом, введение в российские школы новых образовательных стандартов требует серьезной подготовки педагогической общественности. В нашем районе обеспечено проведение курсовых мероприятий для учителей начальных классов образовательных учреждений района, осуществляющих переход на ФГОС в 2011-2012 учебном году. Во всех школах района проведена подготовительная работа по введению новых стандартов: активно работали творческие группы, в состав которых вошли инициативные педагоги, административные работники, методисты; педагоги приняли участие в окружных и районных практических семинарах; во всех школах прошли собрания для родителей будущих первоклассников, на которых обсуждались нововведения в начальной школе в соответствии с новыми стандартами.
Итак, если варианты аналогичных документов (стандартов) предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандартами «содержания образования», то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству ребенка. Школа - это новый этап жизни ребенка, к которому он должен быть подготовлен. Некоторые родители считают главным показателем готовности ребенка к школе умение читать и писать, широту его знаний и представлений. Ребенок может прийти в школу с довольно широким кругом знаний и вместе с тем оказаться совсем неподготовленным к выполнению многообразных требований, предъявляемых ему школой. Процесс обучения в школе требует от ребенка не только накопления знаний и умений учиться. Он должен быть физически и психологически готов систематически выполнять школьные задания вне зависимости от собственного желания.
Совсем не обязательно дошкольник должен уметь читать и писать.
Подготовка к обучению в школе больше всего требует организации специфической деятельности: ребенок должен уметь воспринимать и понимать инструкцию, работать по определенному плану, сохранять в течение определенного времени высокий уровень работоспособности, т.е. работать без отвлечений.
Кроме того, ребенок должен быть способен принимать помощь, правильно ее использовать, адекватно реагировать на неудачи. В противном случае неизбежны серьезные нарушения психологической и физиологической адаптации в школе.
Речь – важнейший компонент в развитии ребенка. Нарушение речевого развития может привести к определенным трудностям при обучении в школе. Большое внимание при подготовке детей к школе следует уделять компонентам, характеризующим речевое развитие: умение подбирать соответствующую лексику, модифицировать слова, грамматически правильно строить предложения, правильно произносить построенное высказывание.
Развитие мелкой моторики тесно связано с речевым развитием ребенка. Слово идет вслед за движением, и чем лучше развита мелкая моторика, тем быстрее будет протекать речевое развитие.
Кроме того, развитие мелкой моторики и графических умений влияет на процесс овладения письменной речью ребенка. От того, насколько хорошо ребенок держит ручку, умеет ли правильно, четко и ровно проводить горизонтальные и вертикальные линии, зависит скорость и качество овладения письмом.
Ребенок должен быть готов и к новым формам сотрудничества со взрослыми, в противном случае дошкольная линия развития тормозится, а школьная – не может полностью начаться. Для ребенка это травма. В семье младшие школьники находят возможность удовлетворения потребностей в безопасности и любви. Все, что ставит под угрозу или мешает удовлетворению этих потребностей, может порождать у ребенка чувство незащищенности и жизненной неопределенности, что порой приводит к тому или иному эмоциональному расстройству. Ученик с серьезными проблемами эмоционального порядка не в силах развиваться так, как позволяют его способности. Поэтому очень важно, чтобы младший школьник «вошел» в коллектив. Адаптация в коллективе позволит младшему школьнику избежать аномалий в развитии личности и психики в будущем. Необходима кропотливая работа по формированию у ребенка самостоятельности и уверенности в своих силах. В этом ему может помочь правильно сформированный режим дня, который позволит ребенку легче вжиться в роль школьника.
Психологическая готовность к школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным и структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети бывают подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность.
Следующие рекомендации адресованы родителям и педагогам будущих первоклассников. Они помогут определить готовить детей к школе и подскажут, как смягчить период школьной адаптации.
Каковы же компоненты психологической готовности?
Интеллектуальная готовность: наличие широкого кругозора и запаса знаний, сформированность начальных умений учебной деятельности, планомерность восприятия (наблюдательность), развитое наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности; умение сравнивать их, видеть сходное и различное), развитое воображение, хорошая ориентировка в пространстве и времени, хорошая память, интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности), развитие мелкой моторики (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования), предпосылки абстрактно-логического мышления: (способность формулировать вопросы; способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).
Личностная готовность: принятие новой социальной позиции, позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе, развитие познавательных критериев, любознательности, развитие желания ходить в школу, произвольное управление своим поведением, объективность самооценки.
Социально-психологическая готовность: гибкое владение способами установления взаимоотношений (умение установить контакт с учителем, со сверстниками, умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем), развитие потребности в общении, умение подчиняться правилам и нормам, умение действовать совместно, согласовывать свои действия.
Эмоционально-волевая готовность: эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций), сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня, умение продлить действия, приложив к этому усилия, умение ограничивать эмоциональные порывы (например, не перебивать других в разговоре), сформированность «небоязни» трудностей.
Воспитание воли
Учителя часто жалуются на инфантильность детей, на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов. Такие дети обычно воспринимают только игровые ситуации, они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности, их поведение носит импульсивный характер. Учение же требует постоянных усилий, необходимости сдерживать, контролировать свое поведение, заниматься деятельностью, которая не всегда нравится. Все это может явиться причиной негативного отношения к школе.
В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности малыша к обучению является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, то есть сформированность школьной мотивации.
Она включает в себя: наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий); понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности; минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности; эмоционально-благополучное отношение к школе.
Сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как и чем заинтересовать его.
Рекомендации родителям и педагогам
- Предоставляйте детям больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
- Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
- Очень важны интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку.
- Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать...». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
- Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность.
- Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми - только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.
- Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи.
- В отношениях с ребенком недопустим резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к задабриванию.
Таким образом, уделив внимание особенностям функционального, психологического, волевого, интеллектуального развития детей на этапе дошкольного развития, мы поможем им избежать трудностей в период начала обучения в школе.
В последние годы каждая школа могла выбрать разные программы, учебно-методические комплексы (далее УМК), которые предлагали ученые и Минобрнауки. Это разнообразие учитывало предпочтения педагогов в выборе, но не всегда приводило к желаемым результатам, хотя в целом, конечно, обеспечивало базовые знания и навыки обучающимся начальной школы. Некоторые школы района одновременно работали по 4-5 УМК.
С переходам на новые ФГОС выбор программ и УМК несколько сузили с целью одновременно оставить выбор школам, педагогам, родителям и обеспечить единое образовательное пространство в районе, которое позволит ребёнку и его родителям безболезненно перейти из одного ОУ в другое, а также с целью формирования и накопления библиотечного фонда учебной литературы, обеспечения некоторых категорий детей бесплатными учебниками.
По рекомендациям департамента, при выборе УМК, соответствующего новому стандарту, учитывалось следующее: содержание новых учебников должно быть дифференцированным, ориентированным на развитие личности ребенка и носить деятельностный характер, способствовать развитию познавательного интереса у детей; развивать творческие способности, самостоятельность обучающихся; использоваться во внеурочной деятельности.
Наиболее готовыми для реализации целей и задач ФГОС второго поколения являются следующие УМК: традиционного обучения – «Школа России», «Перспективная начальная школа», развивающего обучения - «Школа 2100», УМК по системам Эльконина-Давыдова, Занкова. Таким образом, каждое ОУ для своих первоклассников выбирает две программы: одну традиционную и одну развивающую.
|