Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Водные богатства»
- Добрый день, дорогие ребята!
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран (на экране сменяются виды земли из космоса)
- Такой видят космонавты нашу Землю из космоса. Когда первый космонавт Ю.А. Гагарин увидел нашу планету со своего космического корабля, она показалась ему бледно - синим шаром, окруженным разноцветной зарей.
- Как вы думаете, почему голубой и синий цвет преобладает на поверхности нашей планеты? (это вода)
- Верно, вода занимает большую часть поверхности земного шара, поэтому из космоса наша планета кажется голубого цвета и сегодня на уроке мы будем говорить о водных богатствах Земли.
- Как Вы думаете, что же составляет эти водные богатства, или говорят, водные ресурсы Земли?
- Чтобы точнее ответить на этот вопрос обратимся к словарю:
Водные ресурсы в Энциклопедическом словаре:
- Водные ресурсы (богатства) – это пригодные для использования в народном хозяйстве воды рек, озер, каналов, водохранилищ, морей и океанов, подземные воды, ледники…
- Итак, мы с Вами выяснили, что водные ресурсы, это …..
- Сегодня мы подробно изучим такой водный ресурс как река.
- Посмотрите, пожалуйста, на схему реки, из каких частей состоит река .
(На экране схема, где только одна река с указанием составных частей, схема проецируется на доску и у детей на партах есть эта же схема)
- Река течет по руслу, природному выработанному ею углублению.
- У реки есть исток – место, где река берет свое начало. В качестве истока реки могут выступать и родник, и озеро, и болото, горы
- Устье - место впадения реки в море, озеро, другую реку.
- У реки есть правый и левый берег. Чтобы определить, где правый, а где левый берег нужно встать по направлению течения, лицом к устью: справа будет правый берег, слева соответственно – левый.
- Давайте посмотрим еще на одну схему? Что мы видим?
- На схеме не одна река, а три .
- Давайте определим части этих рек (работа по группам, дети поворачиваются друг к другу и 1 группа определяет части реки 1, вторая 2, 3 третьей . )
- Проверим, что у нас получилось.
Дети сначала показывают исток и устье, называют их (гора, озеро и т.д), а затем показывают русло )
- На нашей схеме мы видим, что две реки впадают в одну, такие реки называют притоками.
-Притоки бывают правыми и левыми, в зависимости от того, с левого или правого берега они впадают.
- Давайте определим, где правые, где левые притоки? Что для этого нужно сделать? (Определить правый и левый берега и посмотреть, какие реки, с какой стороны впадают. Делаете в совместной деятельности).
- Главная река со всеми её притоками образует речную систему.
- На карте реки обозначаются линиями голубого цвета, чем шире линия, тем шире русло реки. Названия рек тоже пишутся голубым цветом.(слайд с изображением карты России) или живая карта?
-Реку показывают от истока к устью
- Посмотрите на экран (на экране изображен фрагмент карты с рекой, ее названием, название города, линия иного цвета)
- Покажите, где изображена река, как она называется, что не является названием реки, какая линия не обозначает реку. ( мне кажется эту работу надо проделать, потому что дети называют реками и города, которые на них находятся, границы области, страны, указывают как русла рек)
- Ребята, мы с вами исследовали строение реки на схеме, а сейчас я вам предлагаю провести практическое исследование по карте, на которой изображена речная система реки, которая действительно существует. Что это за река? Это пока загадка!
- Для исследования вам потребуется карта и план, по которому вы будете выполнять задания, в плане есть подсказки, которые помогут вам работать.(работа в парах или группах по 4 человека?)
План исследования:
- Рассмотрите внимательно карту
- Определите название главной реки.
- Как называется часть реки, обозначенная цифрой 1?
- Как называется часть реки, обозначенная цифрой 2 ?
- Назовите водоем, который является устьем главной реки.
- Проследите (или обведите) по карте русло реки от истока до устья.
- Определите, где находится левый берег реки и правый
- Назовите один из левых притоков
- Назовите один из правых притоков
(проверяем по пунктам фронтально, на экране появляются названия частей реки, работа и ее проверка занимает много времени,
- Река – это природный поток, а значит реки образуются природным путем, без участия человека, поэтому их называют естественными водоемами
- Как вы думаете, какие еще водоемы, обозначенные в определении можно назвать естественными? (перечисляют)
- А вот каналы и водохранилища относят к искусственным водоемам. Их создают люди. Для своих хозяйственных нужд.
- Итак водоемы бывают естественные и искуссвенные.(схема на доске)
У вас есть карточка с названием одного из водоемов. Найдите своей карточке место на этой схеме. (Дети выбегают и крепят карточку в нужный столбец) Проверяем.
- Молодцы, Вы хорошо справились с практической работой, а теперь давайте посмотрим фильм о бесценных водных богатствах нашей планеты
- Итак, тема нашего урока была Водные богатства, а как Вы поняли, почему водные ресурсы называют богатством? И почему их нужно охранять?
- Будущее нашей планеты, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Ваше будущее, ребята в ваших руках! Берегите нашу Землю!
|