Что значит читать вдумчиво?
Вдумчивое чтение — это, наверное, самый важный навык, который нужно развивать у детей младшего и среднего школьного возраста. И вот почему:
1. Это помогает понять, зачем мы вообще читаем.
2. Способствует развитию критического мышления, навыков общения и понимания.
3. Считается главным аналитическим инструментом при обучении в высшей школе.
4. Помогает выжить в современном мире, переполненном информацией.
Особенности вдумчивого чтения
Читающие вдумчиво
Перечитывают
Все внимание уделяют тексту
Задают вопросы
Обращают внимание на особенности текста
Ищут глубокий смысл
Просто читающие
Читают один раз
Витают в облаках
Принимают текст как данность
Игнорируют синтаксические особенности
Читают поверхностно
Вдумчивое чтение согласно CCSS
*CCSS (Common Core state standards) — это единый комплекс государственных образовательных стандартов, использующийся в США
Все учащиеся должны быть ознакомлены с основами вдумчивого чтения. Этому учат с детского сада, и к моменту окончания школы ученики должны владеть им в совершенстве.
Согласно стандарту учащиеся должны:
1. Задавать вопросы по тексту и отвечать на них.
2. Уделять внимание языковым особенностям текста и их влиянию на передачу идеи.
3. Подтверждать свое мнение выдержками из текста.
4. Приводить доказательства при анализе текста.
5. Выделять основную тему с помощью деталей.
6. Анализировать структуру текста и выразительные слова.
7. Изучать развитие героев на протяжении всего повествования.
8. Изучать влияние стиля написания и языковых средств на повествование.
10 вопросов, которые вы должны задавать при вдумчивом чтении:
1. О чем текст?
2. Для кого он написан?
3. От какого лица ведется повествование?
4. Какие события описывает произведение?
5. Какие слова я замечаю?
6. Какова атмосфера текста? Какие чувства прослеживаются?
7. Как данная часть относится к другим частям?
8. О чем не было сказано?
9. Что авто имеет в виду под…?
10. Почему автор написал это?
Как научить кого-то читать вдумчиво?
1. Начните с малого. Даже надпись на коробке с хлопьями можно прочитать вдумчиво. И это не шутка! Поэтому «Война и мир» – не самое лучшее начало. Лучше взять небольшой стих или отрывок из текста.
2. Пусть учащиеся сами развивают мысль. Задайте им вопрос, что они могут сказать о тексте, какие особенности они в нем увидели. Их мнение станет отправной точкой обсуждения.
3. Сосредоточьтесь на тексте. Разговор может уйти в другое русло, но не бойтесь возвращаться к тому, с чего начали. Можно даже придумать знак, который будет говорить о том, что учащийся должен подтвердить свои слова выдержкой из текста.
|