Тема: Время проходит, но сказанное слово остается
Цель: осознание языка, как средства взаимодействия с другими. Осмысление силы слова, обращенного к другому человеку, его возможности вызывать в другом определенные чувства.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, колонки, магнитная доска, магниты, тексты пословиц, стеклянная звездочка, 12 разноцветных звездочек, 3 звезды разных цветов больших, отрывок мультфильма «Принцесса и нищий», заготовки для «Книги душевных слов и выражений», фломастеры, клей-карандаш
Подготовка: парты для групповой работы
- Знакомство и настрой на коллективную работу
- Дети вместе с учителем встают в круг. Учитель называет свое имя или вариант имени, которое ему нравится, говорит о том, что он любит и не любит и передает следующему талисман удачи (стеклянную звездочку)
Пусть талисман удачи останется с вами, выберите себе звездочку (три цвета) а теперь сядьте за ту парту, на которой светит звезда такого же цвета.
Игра на внимание ( Потопайте, похлопайте)
- Актуализация
Игра «Автобус»
Сначала нужно выбрать двух пассажиров (грубого и вежливого) роли им прошепчет учитель.
Все остальные ребята встают спиной друг к другу, плотно прижимаясь. Это пассажиры в автобусе.
Пассажиры по очереди должны протиснуться к выходу, пройдя между рядами пассажиров.
-Конечная остановка и все могут сесть за свои столы.
- Скажите ребята, какими способами пользовались выходящие пассажиры? Кто прибегал к добрым словам, кто пытался протиснуться силой? А как на эти действия отвечали другие пассажиры? Хотелось ли им пропускать того, кто толкается? А того, кто вежливо просил пройти?
Вывод: Может ли слово помочь в трудной ситуации? Любое слово? (вежливое)
Что еще важно, когда обращаешься к людям? (интонация)
Отрывок из мультфильма «Принцесса и нищий»
- Основная часть
Послушайте стихотворение А.Барто
Назвали речку Злыдней.
Что может быть обидней?
Она так весело текла,
Не причиняла людям зла.
Она текла между камней,
Сбегала вниз с обрыва.
Плохое мнение о ней
Совсем несправедливо.
Она так весело текла,
Была прозрачнее стекла.
Она бежала вниз журча
И вдаль спешила снова.
Какой-то путник сгоряча
Ей бросил злое слово.
Забрел в овраг куда-то,
А речка виновата.
Теперь на долгие года
Ей называться Злыдней.
Остаться Злыдней навсегда,
Не причинив другим вреда,
Что может быть обидней?
Были ли в вашей жизни такие случаи, когда вас незаслуженно называли обидными словами? Какие чувства вы при этом испытывали?
Прочитайте пословицы на доске:
- Слово жжет хуже огня
- Слово не стрела, а пуще стрелы разит
- Битва скребет, а слово режет
- От одного слова, да навек ссора
Выберите пословицы, которые подходят к прочитанному стихотворению, поставьте стикер напротив той, которая более всего отражает главную мысль стихотворения
Вывод: слово может ранить
Но слово может и лечить:
Сказка братьев Бондаренко «Доброе слово»
Какая цель была у гадюки? Достигла она своей цели? Что повлияло на нее?
Каким правилом пользовалась пеночка при общении с гадюкой?
«Доброму слову –добрый ответ»
- Практическая работа
- Ребята, вы сейчас узнали о том, как важно говорить друг с другом и говорить правильные важные добрые слова. Но ведь не все знают того что знаете вы. Давайте поможем остальным людям . Я предлагаю вам создать «Книгу душевных слов и выражений». На листах вы записываете нужные выражения и вклеиваете в свою страничку, каждый в группе должен придумать свое слово или выражение для книги.
1 группа – начнет первую страничку в книге . Она будет называться – «Говори чаще»
2 группа – «Даже если сердишься, скажи так….»
3 группа – «Человеку приятно слышать, что он….»
- Презентация страниц книги, соединение страниц книги
- Я надеюсь вы со своим классом придумаете новые страницы и дополните те, что мы с вами уже придумали
- Рефлексия
Живая анкета.
На доске листочки : «да, нет, не знаю»
Нужно подбежать к нужному слову
- интересно вам было сегодня на занятии?
- то, о чем мы говорили сегодня может быть неважным в вашей жизни?
А теперь давайте похвалим себя за хорошую работу:
«Ай, да мы (чмок, чмок, чмок) молодцы!
Ай, да я, (чмок) ммм, персик!
|