-Здравствуйте ребята! Рада с вами познакомиться! Меня зовут Лариса Владимировна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
- Введение в тему или подготовка детей к восприятию произведения
Сегодня мы с вами начинаем изучать раздел «Семья и я»
(На экране появляется символ праздника «День семьи, любви и верности»)
- Ребята, кто может мне сказать, какое отношение эта картинка имеет к нашей теме?
(ответы ребят)
- Да Вы правы ромашка символизирует различные стороны такого понятия, как семья. Именно поэтому вот эта ромашка и стала символом всероссийского праздника «День семьи, любви и верности». Кто-нибудь знает, когда он празднуется?
- Этот праздник был утвержден в России 26 марта 2008 года в честь святых Петра и Февроньи Муромских, которые, согласно повести о них построили счастливую семью. В Самаре на площади Славы установлен памятник этим святым 08 июля 2011 года Автор композиции – скульптор Константин Чернявский
(на этих словах на экране фото памятника, дата его установки и ФИ автора)
-Что такое же семья?
-Прочитайте в словариках, как определяется слово семья в толковом словаре Ожегова
«Семья- группа живущих вместе близких родственников»
- А зачем человеку семья?
- Итак, ромашка символизирует и состав семьи Я и семь Я и отношения: забота, защита, любовь, совет и т.д. А вот какое чувство является объединяющим все эти отношения?
- Давайте прочитаем, как об этом говорится в притче. (Читают притчу, следя пальчиком полушепотом, ищут ответ) Притча спроектирована на экране, хорошо бы на фоне дома
Притча о семье
В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».
- Как Вы поняли, в чем секрет любви и согласия в семье?
- А почему притчу, я вывела на экран на фоне дома?
Да , «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» - утверждал Л.Н.Толстой.
(На фоне картинки вместо притчи появляется цитата Толстого)
II. Знакомство с биографией автора и первичное целостное восприятие текста
- В разделе «Семья и я», вы ребята познакомитесь с произведениями, посвященными разным членам вашей семьи.
- А сегодня мы поговорим о маме.
- Откройте стр. учебника 73.
- Прочитайте, как называется произведение, кто автор произведения , которое мы будем читать? (Л.Н.Толстой)
(На слайде в это время сохраняется слова Толстого на фоне дома)
Ребята, посмотрите и слова о доме Толстого и первый рассказ о семье, который мы с Вами будем изучать так же Толстого. И это не случайно.
- Прочитайте про себя отрывки из биографии Льва Николаевича Толстого.
1 ряд – находит информацию о том, кто такой Толстой и чем он знаменит
2 ряд- находит информацию о его семье
«Толстой Лев Николаевич – великий русский писатель. Он создал произведения, которые знают и читают во всем мире. Самые известные – романы «Война и мир», «Анна Каренина».
Толстой писал книги и для детей. Он открыл школу для бедных крестьян. Сам вел в ней занятия, сам написал «Азбуку» для обучения чтению.
У Льва Николаевича была большая семья. Он вместе с женой, воспитал девять детей. Все дети получили отличное домашнее образование и воспитание. Толстой считал, что семья-это самое главное в жизни человека».
-Давайте проверим, как вы справились с заданием (ответы детей 1-го и 2-го ряда, когда ребята отвечают, появляются слайды с фотографиями, демонстрирующих эти события)
-Мы с вами убедились, что не случайно раздел о семье начинается с произведения Л.Н. Толстого, ну а два больших романа, о которых упоминается в биографии посвящены проблемам семьи, вы их будете изучать в курсе литературы 10-11 классов.
- Как называется жанр произведения, которое мы будем читать? (быль)
- Как вы считаете, какое произведение можно назвать былью?
(дети высказывают предположения)
-Давайте проверим, насколько верны были ваши предположения? Найдите и прочитайте значение слова «быль» в словариках
«Быль – это рассказ о том, что было или бывает на самом деле»
Чтение произведения учителем.
На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. Народ спрашивает у неё: «Какая же твоя мама?» А девочка сквозь слёзы говорит: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех».
- Вторичное чтение текста
- - Ребята, докажите, что это произведение действительно быль.
Прочитайте произведение самостоятельно.
-Как чувствовала себя девочка, когда потеряла маму?
Найдите слова в тексте, которые передают тревогу, взволнованность девочки.
-Как девочка описала свою маму?
-Как вы считаете, с какой интонацией девочка ответила людям – удивленно, убежденно, растерянно? Прочитайте ответ девочки с нужной интонацией.
IV. Творческая работа
- А как бы вы рассказали о своей маме, я прошу вас написать о своей маме, какая она, какие чувства вы к ней испытываете и познакомили меня со своими мамами.
(зачитывают свои мини-сочинения)
- Я бы хотела, чтобы эти слова, вы сегодня обязательно сказали своим мамам и старались их говорить как можно чаще.
V. Рефлексия
- Итак, сегодня мы свами начали важный разговор, разговор о семье, а как вы думаете, почему мы его начали с чтения произведений именно о маме?
(ответы детей)
-Давайте посмотрим, как на это отвечают герои фильма «Мама»
- Спасибо, вам за урок, ребята.
|