Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 10:09

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Скоро в школу [9]
Это важно [3]
Родителям [18]
Классные часы [3]
Сказкотерапия [4]
Уроки [5]
Домашние задания [0]
Здесь вы найдете домашние задания
Домашние задания [0]
Здесь вы найдете домашнее задание
Наш опрос
Какие материалы вы бы хотели видеть на моем сайте?
Всего ответов: 33
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Сказкотерапия

Сказкотерапия

Сегодня я хочу вам рассказать немного о методе сказкотерапии. Немного, потому что я сама еще только начинаю знакомство с этой технологией. Концепция Комплексной сказкотерапии, родилась в Петербурге, в России, хотя опирается на труды многих маститых зарубежных и русских ученых. Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но на самом деле воспитание детей через сказку используется очень давно. Ведь, испокон веков народная мудрость сохранялась в сказках, их передавали из поколения в поколение. Сказка-это «Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание» В. Даль. «Повествовательное, обычное народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» С. Ожегов. А еще сказки – это кладезь мудрости, советов , доброты, выхода из различных ситуаций. Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает "правополушарный" тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире. Если первое десятилетие жизни в этом отношении складывалось у ребенка благополучно (заботливые родители и педагоги читали, рассказывали сказочные истории, совместно их обсуждали), - то в бессознательном маленького человека формируется своеобразный "банк" жизненных ситуаций. То есть набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве Мира и пр. Если сказочные и мифологические истории не обсуждались с ребенком, а просто читались или рассказывались, этот "банк", эти знания находятся в ПАССИВНОМ состоянии. Это тоже прекрасно, ибо РЕСУРС успешной социализации в любом случае у ребенка имеется. Если же взрослые нашли в себе силы и мудрость обсуждать с ребенком сказочные истории, осмыслять ЖИЗНЕННЫЕ УРОКИ, ища параллели с реальными явлениями, то "банк" знаний о Мире переходит в АКТИВНОЕ состояние. Что это значит? Ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями; размышляет о своем ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ, исследуя собственные способности и возможности; осознанно и неосознанно проявляет созидательные ипостаси души. Важно ли это для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких "серьезных" вещах? Важно и не рано. Предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего мира ребенка. Цель сказкотерапии – активизация в человеке творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания. Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира человека Может быть, на чей-то взгляд, сказки это и "пустяки" и "несерьезность", однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками и взрослыми сегодня особенно актуальна. Особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие с ребенком на ценностном уровне. Психологические, культурологические, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы. Задачи сказкотерапии: 1. Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей. 2. Развитие умения преодолевать трудности и страхи. 3. Выявление и поддержка творческих способностей. 4. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций. 5.Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Ведущими идеями сказкотерапии являются: осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни; понимание причинно-следственных связей событий и поступков; познание разных стилей мироощущения; осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром; внутреннее ощущение силы и гармонии. Может возникнуть мысль: а не уводят ли занятия сказкотерапией от реальности? Легче всего ответить: нет, не уводят, а наоборот, приводят. Однако, это было бы не совсем верно. Многое зависит от возраста. Детей, безусловно, занятия сказкотерапией не уводят от реальности. Каждое занятие сказкотерапевт завершает, обсуждая с ребятами ответы на вопрос: чему научила нас сказка, и как мы эти знания и опыт будем использовать в ситуациях нашей жизни? Таким образом, путешествуя по сказке, ребята "мудреют", познают жизнь, приобретают социальные навыки. А подростки, ведь у них (при нормальном развитии) в этом возрасте активно "включается" левое полушарие? Действительно, аура "сказочности" при работе с подростками и взрослыми должна быть "дозированной". Для подростков и взрослых эмоциональный аспект сказкотерапии является дверью к их личностному ресурсу. Погружаясь в сказку, подростки и взрослые могут накопить силы, открыть новые возможности для творческого конструктивного изменения реальной ситуации. И, открыв в себе ресурс, подросток и взрослый переключаются на события своей жизни, немного иначе осмысляют их, и приступают к конструктивному социальному моделированию. Особенно важны когнитивный и творческий аспекты сказкотерапии. Анализ сказок (когнитивный аспект) позволит изменить, или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации, соприкоснуться с духовными ценностями. Сочинение, рисование, изготовление кукол, драматизации сказок (творческий аспект) позволят высвободить творческую энергию воображения. Все это силы, которые помогут человеку конструктивно изменять свою жизнь. Современная сказкотерапия "трех лика". Она имеет "лик" диагностический (арсенал проективных методик для исследования человека); "лик" воздействующий и "лик" профилактический (или развивающий). Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Условия проведения занятий В помещении для занятий должно быть тепло, но не душно. Холод вызывает непроизвольное напряжение мышц. Освещение должно быть мягким и теплым. Не нужно добиваться полной темноты. Удобная поза. Можно предложить ребенку закрыть глаза, если он захочет. Резюме: Сказкотерапия- это это лечение сказками, т.е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в это процесс активизации ресурсов, потенциала личности; это процесс экологического образования и воспитания ребенка; это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас; Условия проведения занятий • В помещении для занятий должно быть тепло, но не душно. Холод вызывает непроизвольное напряжение мышц. • Освещение должно быть мягким и теплым. Не нужно добиваться полной темноты. • Удобная поза. Можно предложить ребенку закрыть глаза, если он захочет. Резюме: • Сказкотерапия- это это лечение сказками, т.е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в • это процесс активизации ресурсов, потенциала личности; • это процесс экологического образования и воспитания ребенка; • это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас

Категория: Сказкотерапия | Добавил: чайка (11.03.2015)
Просмотров: 433 | Теги: Сказкотерапия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024