Основу моего педагогического опыта составляет смысловая педагогика, целью которой является создание условий для осмысления ребенком окружающего мира и себя в этом мире.
Одной из технологий смысловой педагогики, используемой мною является сказкотерапия. И сегодня я приглашаю Вас в «Мастерскую сказки».
- Наверняка, вы знаете много сказок. А сегодня я научу вас самих сочинять сказки.
- Один известный фольклорист Владимир Пропп считал, что каждую сказку можно рассматривать как маленький домик, построенный из кубиков. Каждый кубик имеет в конструкции определенное значение, от него зависит тот или иной поступок героя.
Счастливое завершение сказки
(концовка)
|
8 – герой
спасается от
преследователей
|
5 – даритель
испытывает
героя
|
Сказка (присказка, зачин)
|
- Этот домик-сказка позволит Вам самостоятельно строить свои сказки.
- Для чего Вам это может пригодиться?
Сказка – это способ:
- поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;
- активизации ресурсов, потенциала личности.
В смысловой педагогике сказка используется как в процессе воспитания, так и в процессе обучения.
Мы все знаем воспитательный потенциал сказок, поэтому часто используем их в воспитательной работе, но можно придумывать по данному алгоритму сказки совместно с детьми.
Вот пример сказки, которую мы придумали с учащимися на классном часе по теме: «Делу время, а потехе час». Прочитаем ее и построим домик-сказку (Вы показывает на слайд, какой кубик читать, тот, у кого он есть - зачитывает. Дальше по цепочке другой и т.д.).
- Зачин: В одной сказочной стране, куда не долетают птицы и не доплывают корабли, жил да был король. Была у короля одна тайна – очень он любил праздники и выходные дни.
- Основные события
- Отлучка (с чего все началось) Смотрел король на календарь и вздыхал: «Ой-ой-ой, опять праздники заканчиваются, опять наступят будни и придется трудиться, заниматься делами. Бедные мои подданные! А сделаю-ка я им подарок!
- Запрет (на праздничные дни) издал король королевский Указ. На следующий день королевские глашатаи с самой высокой стены замка объявили этот указ: «Люди сказочного королевства! Слушайте, слушайте, слушайте! С этого дня каждый день в нашей стране объявляется праздничным!»
- Нарушение запрета
- Отъезд героя
- Испытание героя. Начали люди праздновать. В первый свой день они одели свои лучшие наряды, накрыли столы с праздничными блюдами, зажгли множество фейерверков. Люди пели песни и танцевали.
Так весело прошел целый день, наступил второй, теперь был праздник_____ Люди опять пели и танцевали, потом третий, четвертый, неделя. И когда наступило утро восьмого дня, люди вдруг поняли, что им больше нечего ставить на столы, все съедено и выпито, наряды перепачкались и порвались, фейерверки закончились , да и сами люди уже очень устали от громкой музыки, крика, шума, и грохота. Еду и наряды взять было негде, негде было лечиться заболевшим, негде было что-то купить. Ведь фабрики и заводы не работали, также как и магазины, больницы, школы и парикмахерские и другие нужные и важные заведения. Стали подданные роптать на короля и жаловаться на свое бедственное положение.
- Волшебные дары. И стал король искать мудрецов, которые показали ему волшебное зеркало, в котором король увидел, как прежде жили его подданные.
- Враг побежден. Повелел король отменить все новые праздники и вернуть в королевство будние дни.
- Герой спасается от преследования. И вот с тех пор , как король сделал все так как вы ему посоветовали, жизнь в королевстве пошла совсем по-другому. Люди стали трудиться еще старательнее и радовались каждому дню, когда им удавалось создать что-то новое и полезное
- Возвращение героя. А подданные вновь стали славить и чтить своего правителя
3.Счастливое завершение: И зажили все припеваючи
- А сейчас мы с Вами сочиним сказку, позволяющую учащимся понять смысл какого-либо сложного вопроса в какой-либо предметной области. Итак, Вы сейчас учащиеся 3 класса, а я учитель. (Мы вместе ее создаем, по кубикам, нигде не записываем?)
Можно раздать образцы элементов сказки:
Зачин
|
«За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был»
|
Присказка
|
«Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом».
«Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные»
|
Концовка
|
«Вот те (тебе, вам) сказка, а мне кринка масла».
«Вот вам сказка, а мне бубликов связка».
«Тем сказке конец, а мне водочки корец».
«Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!»
«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
«Жили они долго и весело».
«И зажили все припеваючи».
|
Сказочные
формулы
|
«Ни в сказке сказать, ни пером описать».
«Выше леса стоячего, ниже облака ходячего».
|
Волшебные
предметы
|
Волшебное зеркало
Клубок
Сундук, яйцо, игла
Палочка-выручалочка, волшебная палочка
Живая и мертвая, слабая и сильная вода.
Гребешок.
|
Мы сочиняем «Сказку про ничтожество».
Позвольте мне начать эту сказку, а Вы продолжите.
Присказка. Зачин.
В некотором царстве, арифметическом государстве жили цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9. Жили дружно, верно служили людям, помогая пересчитывать с помощью чисел, которые они изображают хозяйство, складывать и преумножать его. Но вот однажды цифры поспорили о своей важности. И в процессе спора вдруг обнаружили, что среди них есть совсем ненужная цифра и число 0. Число 0 обозначает ничего, прибавляясь к другому числу, оно ничего не добавляет, а умножаясь и делясь на любое число, вообще все уничтожает. Да и нрав у этого ничтожества особый: делить на себя не позволяет.
Основные события.
А теперь продолжайте Вы. Теперь у нас, какой кубик идет? Отлучка. Верно, кто же у нас отлучится?
Отлучка.
И задумали цифры избавиться от нуля раз и навсегда. (Дальше, что у нас? Запрет, Что запретим?)
Запрет.
И решил они изгнать цифру и число 0 из своего математического царства. Запретили писать цифру 0, и выполнять все действия с 0.
Дальше у нас нарушение запрета? Как Вы думаете, могла ли одна слабая цифра противостоять всем? Наверное, нет. То есть следующий кубик пропустим. А дальше?
Отъезд.
Ничего не оставалось нулю, как покинуть страну и отправиться куда глаза глядят.
(Что дальше? Испытания героя. Как Вы думаете? Куда же глядели глаза нашего героя, и какие испытания выпали не его плечи? Что бы не говорили, ведите к тому, что мы про математическую все таки страну пишем сказку? Поэтому логично, что из арифметики, наш герой пошел в другие математические страны, например, геометрию.)
Испытания героя.
Пришел ноль в страну «Геометрия». (И какие же в ней испытания?).
Увидели геометрические фигуры нового жителя и испугались. Если же он у нас поселится, то наши стороны будет нулями измерять? Где это видано, отрезок, длиною 0? Или треугольник со сторонами 0 ? То есть после его измерения нас не будет? И выгнали непрошенного гостя.
(Дальше можно, конечно, развивать фантазию и воображение, но дети третьего класса навряд ли поймут другие разделы математики, поэтому нашему герою испытаний достаточно. То есть идти то нашему нулику некуда, как это скажем в сказке?)
Например, сел ноль на развилке дорог арифметика-геометрия и загрустил. Некуда ему было идти.
(Что было дальше? Волшебные дары. Может ему кто-то принести эти дары? А может быть подумать по-другому? Может быть испытания ждут не только изгнанника? Попробуем подумать, что произошло без 0 в стране Арифметика?)
Испытания героя. А тем временем в Арифметике начались страшные события: нет 0, но нет и 10, 100 и т.д. Нет нуля и многие числа не могут поделиться. Ведь, если остаток от деления не делится, то 0 нужно ставить в частном, а его нет? И в ряд числа на числовой прямой не могут выстроиться, так как не могут определить без нуля, на каком же расстоянии друг от друга расположиться на числовом луче?
(А в геометрии без нуля все хорошо было?)
Да не очень, геометрические фигуры вдруг начали замечать уменьшение в размерах: вместо 20 ед. 2, вместо 1000 ед вообще одна.
(Что дальше? Волшебство. У нас будет волшебство? Или что считать волшебством? Ну наверное прозрение, понимание важности жителями двух стран 0)
Волшебство. Испугались жители и арифметики и геометрии и отправились на поиски нуля.
(А дальше ? Изгнание врага? Кто у нас враг-то? Собственное невежество, но мы об этом в сказке писать не будем и пойдем дальше . Героя нашего никто не преследовал, поэтому будем возвращать. А как?)
Возвращение.
Недолго жители искали нулик. Он печально сидел у развилки дорог.
(Ну и счастливый конец).
Счастливый конец. Вернулся нулик домой. Был большой пир по поводу его возвращения, да и в геометрии все наладилось, числа с нулем в страну приходили. А ноль теперь самое уважаемое число и цифра арифметики.
Концовка.
- Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. А эта сказка позволит обучающимся раскрыть смысл цифры и числа 0 и ответить на вопрос «ноль – ничто или нечто?»
- Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:
Вы – талантливы все!
|