Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 13:52

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [0]
Планета Читателей [4]
Планета Грамотеев [4]
Умники и Умницы [5]
Мир вокруг [1]
Разное [17]
Наш опрос
Какие материалы вы бы хотели видеть на моем сайте?
Всего ответов: 33
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Разное

Мастер-класс "Мастерская сказки"
30.10.2015, 11:13

Основу моего педагогического опыта составляет смысловая педагогика, целью которой является создание условий для осмысления ребенком окружающего мира и себя в этом мире.  

Одной из технологий смысловой педагогики, используемой мною  является сказкотерапия.  И сегодня я приглашаю Вас в «Мастерскую сказки».

 

- Наверняка, вы знаете много сказок. А сегодня я научу вас самих сочинять сказки.

- Один известный фольклорист Владимир Пропп считал, что каждую сказку можно рассматривать как маленький домик, построенный из кубиков. Каждый кубик имеет в конструкции определенное значение, от него зависит тот или иной поступок героя.

 

Счастливое завершение сказки

(концовка)

 

7 – враг

побеждён

 

8 – герой

спасается от

преследователей

 

9 – возвращение

героя

 

 

3 – нарушение

запрета

 

6 – волшебные дары

 

2 - запрет

 

5 – даритель

испытывает

героя

 

1 - отлучка

 

4 – отъезд

героя

 

Сказка (присказка, зачин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Этот  домик-сказка  позволит Вам самостоятельно строить  свои сказки.

- Для чего Вам это может пригодиться?

Сказка – это способ:

  • поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;
  • активизации ресурсов, потенциала личности.

 

В смысловой педагогике  сказка используется как в процессе воспитания, так и в процессе обучения.

Мы все знаем воспитательный потенциал сказок, поэтому часто используем их  в воспитательной работе, но можно придумывать по данному алгоритму сказки совместно с детьми.

Вот пример сказки, которую мы придумали с учащимися на классном часе по теме: «Делу время, а потехе час». Прочитаем ее и построим домик-сказку (Вы показывает на слайд, какой  кубик читать, тот,  у кого он есть - зачитывает.  Дальше по цепочке другой и т.д.).

 

  1. Зачин: В одной сказочной стране, куда не долетают птицы и не доплывают корабли,  жил да был король. Была у короля одна тайна – очень он любил праздники и выходные дни.
  2. Основные события
  • Отлучка (с чего все началось) Смотрел король на календарь и вздыхал: «Ой-ой-ой, опять праздники заканчиваются, опять наступят будни и придется трудиться, заниматься делами. Бедные мои подданные! А сделаю-ка я им подарок!
  • Запрет (на праздничные дни) издал король королевский Указ. На следующий день королевские глашатаи с самой высокой стены замка объявили этот указ:   «Люди сказочного королевства! Слушайте, слушайте, слушайте! С этого дня каждый день в нашей стране объявляется праздничным!»
  • Нарушение запрета
  • Отъезд героя
  • Испытание героя. Начали люди праздновать. В первый свой день они одели свои лучшие наряды, накрыли столы с праздничными блюдами, зажгли множество фейерверков. Люди пели песни и танцевали.

Так весело прошел целый день, наступил второй, теперь был праздник_____ Люди опять пели и танцевали, потом третий, четвертый, неделя. И когда наступило утро восьмого дня, люди вдруг поняли, что им больше нечего ставить на столы, все съедено и выпито, наряды перепачкались и порвались, фейерверки закончились , да и сами люди уже очень устали от громкой музыки, крика, шума, и грохота.  Еду и наряды взять было негде, негде было лечиться заболевшим, негде было что-то купить. Ведь фабрики и заводы не работали, также как и магазины, больницы, школы и парикмахерские и другие нужные и важные заведения. Стали подданные роптать на короля и жаловаться на свое бедственное положение.

  • Волшебные дары. И стал король искать мудрецов, которые показали ему волшебное зеркало, в котором король увидел, как прежде жили его подданные.
  • Враг побежден. Повелел король отменить все новые праздники и вернуть в королевство будние дни.
  • Герой спасается от преследования. И вот с тех пор , как король сделал все так как вы ему посоветовали, жизнь в королевстве пошла совсем по-другому. Люди стали трудиться еще старательнее и радовались каждому дню, когда им удавалось создать что-то новое и полезное
  • Возвращение героя. А подданные вновь стали славить и чтить своего правителя

3.Счастливое завершение: И зажили все припеваючи

 

- А сейчас мы с Вами сочиним сказку, позволяющую учащимся понять смысл какого-либо сложного вопроса  в какой-либо предметной области. Итак, Вы сейчас учащиеся 3 класса, а я учитель. (Мы вместе ее создаем, по кубикам,  нигде не записываем?)

Можно раздать образцы элементов сказки:

Зачин

«За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был»

Присказка

 «Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом».

«Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные»

Концовка

«Вот те (тебе, вам) сказка, а мне кринка масла».

«Вот вам сказка, а мне бубликов связка».

«Тем сказке конец, а мне водочки корец».

«Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!»

«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

«Жили они долго и весело».

«И зажили все припеваючи».

Сказочные 

формулы

«Ни в сказке сказать, ни пером описать».

«Выше леса стоячего, ниже облака ходячего».

Волшебные 

предметы

Волшебное зеркало

Клубок

Сундук, яйцо, игла

Палочка-выручалочка, волшебная палочка

Живая и мертвая, слабая и сильная вода.

Гребешок.

 

 

Мы сочиняем «Сказку про ничтожество». 

Позвольте мне начать эту сказку, а Вы продолжите.

ПрисказкаЗачин.

В некотором царстве, арифметическом  государстве жили цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9. Жили дружно, верно служили людям, помогая пересчитывать  с помощью чисел, которые они изображают хозяйство, складывать и преумножать его.  Но вот однажды цифры поспорили о своей важности.  И в процессе спора вдруг обнаружили, что среди них есть совсем ненужная цифра и число 0. Число 0 обозначает ничего, прибавляясь к другому числу, оно ничего не добавляет, а умножаясь и делясь на любое число, вообще все уничтожает. Да и нрав у этого ничтожества особый: делить на себя не позволяет.

Основные события.

А теперь продолжайте Вы. Теперь у нас, какой кубик идет? Отлучка. Верно, кто же у нас отлучится?

Отлучка.

И задумали  цифры   избавиться от нуля раз и навсегда. (Дальше, что у нас? Запрет, Что запретим?)

Запрет.

И решил они  изгнать цифру и число 0 из своего математического царства. Запретили  писать цифру 0, и выполнять все действия с 0.

Дальше у нас нарушение запрета? Как Вы думаете, могла ли одна слабая цифра противостоять всем? Наверное, нет. То есть следующий кубик пропустим.  А дальше?

Отъезд.

Ничего не оставалось нулю, как покинуть страну и отправиться куда глаза глядят.

(Что дальше?  Испытания героя.  Как Вы думаете? Куда же глядели глаза нашего героя, и какие испытания выпали не его плечи? Что бы не говорили, ведите к тому, что мы про математическую все таки страну пишем сказку? Поэтому логично, что из арифметики, наш герой пошел в другие математические страны, например, геометрию.)

Испытания героя. 

Пришел ноль в страну «Геометрия».  (И какие же в ней испытания?).
Увидели геометрические фигуры нового жителя и испугались. Если же он у нас поселится, то наши стороны будет нулями измерять? Где это видано, отрезок, длиною 0? Или треугольник со сторонами 0 ?  То есть после его измерения нас не будет? И выгнали непрошенного гостя. 

(Дальше можно, конечно, развивать фантазию и воображение, но дети третьего класса навряд ли поймут другие разделы математики, поэтому нашему герою испытаний достаточно. То есть идти то нашему нулику некуда, как это скажем в сказке?)

Например, сел ноль на развилке дорог арифметика-геометрия и загрустил. Некуда ему было идти.

(Что было дальше?  Волшебные дары. Может ему кто-то принести эти дары? А может быть подумать по-другому? Может быть испытания ждут не только изгнанника? Попробуем подумать, что произошло без 0 в стране Арифметика?)

Испытания героя. А тем временем в Арифметике  начались страшные события: нет 0, но нет и 10, 100 и т.д. Нет нуля и многие числа не могут поделиться. Ведь, если остаток от деления не делится, то 0 нужно ставить в частном, а его нет? И в ряд числа на числовой прямой не могут выстроиться, так как не могут определить без нуля, на каком же расстоянии друг от друга расположиться на числовом луче?

(А в геометрии без нуля все хорошо было?)

Да не очень, геометрические фигуры вдруг начали замечать уменьшение в размерах: вместо 20 ед. 2, вместо 1000 ед вообще одна.

(Что дальше? Волшебство. У нас будет волшебство? Или что считать волшебством? Ну наверное прозрение, понимание важности  жителями двух стран 0)

Волшебство. Испугались жители и арифметики и геометрии и отправились на поиски нуля.

(А дальше ? Изгнание врага? Кто у нас враг-то?  Собственное невежество, но мы об этом в сказке писать не будем и пойдем дальше . Героя нашего никто не преследовал, поэтому будем возвращать. А как?)

Возвращение.

Недолго жители искали нулик. Он печально сидел у развилки дорог. 

(Ну и счастливый конец).

Счастливый конец.  Вернулся нулик домой. Был большой пир по поводу его возвращения, да и в геометрии все наладилось, числа с нулем в страну приходили.  А ноль теперь самое уважаемое число и цифра арифметики. 

 

Концовка.

  - Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. А эта сказка позволит обучающимся раскрыть смысл цифры и числа 0 и ответить на вопрос «ноль – ничто или нечто?»

- Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:

Вы – талантливы все!

  

Категория: Разное | Добавил: чайка
Просмотров: 610 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024