Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 05:04

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [0]
Планета Читателей [4]
Планета Грамотеев [4]
Умники и Умницы [5]
Мир вокруг [1]
Разное [17]
Наш опрос
Какие материалы вы бы хотели видеть на моем сайте?
Всего ответов: 33
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Разное

Главное – качество урока.Сухомлинский В. А.
16.10.2016, 20:58

Начиная занятие, я всегда ставлю перед собою цель - добиться того, чтобы учащиеся ясно представляли себе, что они изучают на данном уроке, сосредоточили бы свое внимание на содержании темы, не только поняли, но и глубоко усвоили весь излагаемый материал.

Чтобы привлечь внимание учеников к содержанию темы, я всегда перед изложением нового материала раскрываю его объем. Например, рассказывая в 10-м классе о подготовке империалистических государств к первой мировой войне, сообщаю учащимся о том, что они получат ответ на вопросы: Почему англо-немецкие противоречия были основными противоречиями и привели к мировой войне? Какие цели ставила перед собою каждая страна, готовившаяся к войне? Почему немецкие империалисты являются непосредственными виновниками войны? Таким образом, учащиеся, слушая мое изложение, воспринимают тему урока по плану, и этот план дает им возможность усвоить весь материал в четкой последовательности и взаимосвязи.

Я внимательно слежу за процессом усвоения учебного материала на уроке. В этом мне помогает знание индивидуальных особенностей учеников. Вот, например, ученик 10-го класса Владимир Плитко хорошо усваивает взаимосвязь между историческими фактами, но плохо запоминает даты, хронологию. Зная это, я обращаю внимание на Плитко во всех случаях, когда дело касается хронологии.

Во время изложения урока я всегда ставлю перед школьниками вопросы, на которые они находят ответ в моем объяснении. При таком способе изложения ученики усваивают не только содержание темы, но и объем вопросов. Им придется отвечать на них и во время закрепления, и на будущем уроке, когда материал будет повторяться, и во время проверки домашнего задания.

Излагая материал на уроке, я никогда не стремлюсь пересказывать все то, что написано в учебнике, а обращаю внимание на главные исторические факты, их причины и взаимосвязь, на оценку исторических фактов и событий классиками марксизма-ленинизма.

Активность усвоения на уроке зависит от мастерства учителя. И лучшим уроком является именно тот, на котором учитель добьется работы мысли учащихся, а не механического запоминания слов. Ни одно понятие не должно оставаться для школьников неясным, туманным.

Я убедился, что никогда нельзя переоценивать роль домашних заданий в усвоении знаний. Если для ученика остались нераскрытыми новые понятия, если он дома «учит» материал, плохо усвоенный в классе, этот ученик может попасть в разряд отстающих, - отставание рождается чаще всего на уроке, а не дома.

Борьба за полную успеваемость учащихся неразрывно связана с воспитательной работой. Хочется рассказать о случае, подтверждающем, что глубокое изучение индивидуальных особенностей детей и развитие положительных качеств ученика оказывают решающее влияние на повышение успеваемости. В прошлом учебном году 10-й класс нашей школы окончил ученик Сулима. В 9-й класс он пришел из другой школы. В педагогической характеристике было указано, что он учится удовлетворительно, но не отличается усидчивостью, имеет непостоянный слабый характер, что отражается на успеваемости. В нашей школе он учился тоже удовлетворительно, но успехи в учении его мало интересовали: его не беспокоили тройки, но и четверки тоже не радовали. Надо было взволновать этого ученика, активно «вторгнуться» в его характер. Я начал проводить с ним индивидуальные беседы. Как преподаватель литературы, я для бесед использовал положительные образы героев советской литературы. Ученику была показана в образах Мересьева, Воропаева, Сабурова сила воли советского человека. А он, ученик, отмахивается от трудностей, не стремится их преодолеть. Он пишет, например, сочинение по литературе на «3», а мог бы при усидчивой, напряженной работе написать на «5». Ученик внимательно слушал меня, и я чувствовал, что юноша впервые думает о себе серьезно и не по-детски. Я стал давать ученику индивидуальные задания. В его сочинении «Моральные черты советского человека по произведениям советских писателей» впервые были видны собственные мысли юноши, стремление преодолевать трудности. Так шаг за шагом я и все учителя, преподающие в 10-м классе, ставили перед юношей все новые и новые трудности, направляя вдумчивого и рассудительного юношу на преодоление препятствий. Теперь уже каждый успех волновал его, был для него радостью, а неудача — горем. В конце учебного года в 10-м классе он стал одним из лучших учеников, успешно сдал экзамены и сейчас учится в Киевском педагогическом институте.

Этот случай еще раз подтверждает ту истину, что индивидуальные особенности не являются чем-то застывшим и неизменным.

Каждый учебный год я посещаю и анализирую свыше 400 уроков других учителей. Основное внимание при этом обращаю на процесс усвоения. И очень часто вижу на занятиях, что учитель не руководят мыслью детей, забывает о том, что он должен в процессе обучения не только излагать материал, но и следить за тем, как происходит процесс усвоения материала учащимися.

Вот несколько примеров. Учитель Конституции СССР объясняет в 7-м классе тему «Образование Советского государства». Он добросовестно пересказывает соответствующий раздел учебника. Кажется, что ученики внимательно слушают, лица их сосредоточены, каждый смотрит в глаза учителю Но проходит минута, другая, — и некоторые ученики уже глядят куда-то в сторону, а мысли их уже где-то далеко за классной комнатой. Я вижу, что смысл слов учителя не доходит до учащихся, хотя каждый из них смог бы повторить последнюю фразу, если бы этого потребовал педагог. Учитель удовлетворен кажущимся вниманием детей. Но мысль учеников не работает.

Учитель говорит: «Октябрьская революция свергла власть помещиков и капиталистов и установила власть рабочего класса и крестьянства». Эта фраза повторяет слова учебника. Учитель не задумывается над тем, как ученики понимают слово «революция», как они представляют себе власть помещиков и капиталистов и власть рабочего класса. Проходит десять, пятнадцать, двадцать минут. Преподаватель окончил изложение нового материала и спрашивает учеников: «Какие у вас есть вопросы?». У детей нет вопросов, потому что во время рассказа учителя они и не ставили перед собою никаких вопросов, а преподаватель не ставил их перед учащимися.

Начинается закрепление нового материал. Учитель ставит ученикам вопросы, повторяющие подзаголовки учебника. Семиклассники отвечают отдельными фразами, между которыми нет никакой логической связи. Учитель недоволен, нервничает. В чем же дело? Класс слушал так внимательно, была такая напряженная тишина, а знаний ученики все же не получили...

Беседуя с преподавателем после подобного урока, приходится указывать, что он во время изложения нового материала не думал над тем, как сообщаемые им сведения укладываются в сознании детей. Этот промах свойственен многим не только молодым, но и солидным педагогам. День за днем происходит пересказывание учебника. Все умственные силы ребенка идут на то, чтобы запомнить слова учителя. Не получив знаний на уроке, ученик, несколько раз читает дома соответствующий раздел учебника, пытаясь «выучить». Некоторые учащиеся «готовят» домашние задания по 6—8 часов. В результате такой «подготовки» они не могут «выучить» и половины уроков, получают двойки и через некоторое время совсем перестают заглядывать в учебник. Директор вызывает родителей, начинается внушительная беседа, а в душе ребенка возникает отвращение и к уроку, и к книге, и к школе. Рождаются «неспособные», «безнадежные», рождаются не только второгодники, но и неуспевающие второгодники. И все это зависит от нас, учителей, от того, что уроки даются на крайне низком уровне, а руководители школ не делают глубокого анализа педагогического процесса, ограничиваясь поверхностными замечаниями и регистрируя плохие знания учеников.

Задача директора школы — руководить педагогическим процессом. Это руководство надо осуществлять путем глубокого анализа урока. В своей школе с отдельными учителями я провожу подготовку к урокам. Это способствует совершенствованию педагогического мастерства учителя, что, в конце концов, повышает качество знаний учащихся.

Улучшению содержания и техники педагогического процесса в нашей школе подчинена вся методическая работа. На заседаниях методических объединений мы проводим коллективную подготовку учителей к открытым урокам. Таким образом, открытый урок готовит не один учитель, а целый коллектив под руководством директора или завуча. Мне кажется, что именно этот момент должен превалировать в методической работе, организуемой и направляемой школой.

Категория: Разное | Добавил: чайка
Просмотров: 266 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024